СТИЛИ ЖИВОТНЫХ БАНДО
Таинг > История Таинга
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СТИЛЕЙ
В древней бирманской сказке рассказывается о том, как возникли стили животных. Однажды, тигр решил объявить себя «королем джунглей» и многие животные безоговорочно приняли его господство. Но не все животные оказались такими покорными. Некоторые из них дали активный отпор тигру и изменили его высокомерное отношение к другим животным и научили его уважать их. Этими животными оказались кобра, орел, питон. Ядовитые клыки кобры, крылья, когти и клюв орла, сокрушительная сила питона не только ранили тигра, но и заставили его признать уникальность других животных и их право на свое "место под солнцем".
Так в бандо появился основополагающий философский девиз: «ни одна нация или народность не имеет монополию на «место под солнцем», ни одна философская система или доктрина не имеет истинного знания». Каждый стиль борьбы животных бандо принимается не только за его эффективную технику, но и за его индивидуальный подход к борьбе и самообороне.
Исторические предпосылки возникновения стилей бандо лежат в глубокой древности. Как и в других системах боевых искусств, возникновение стилей основывается на культах тотемных животных, которые существовали у различных народностей и племен нашей планеты. Боевые ритуальные танцы стали своего рода прародителями современных боевых искусств Бирмы, но не только этой страны, но и других стран.
Все азиатские культуры имеют древнюю традицию почитания и поклонения силам природы. Естественно, что и техника самозащиты (таинга, бандо) тоже формировалась на принципах имитации стилей поведения определенных животных.
На формирование бирманских воинских искусств (таинг, бандо), оказали существенное развитие его географические соседи: Таиланд, Индия и Китай. Техника бандо изначально основывалась на стилях животных и применялась в методах самозащиты.
Бирма всегда была многонациональной страной, каждая народность, имея свои морфофизиологические особенности строения тела, обладала своими особенностями техники единоборства и манерой ведения боя. Эффективность техники единоборства напрямую зависит от таких показателей как физическая сила, темперамент, масса, тип нервной системы, особенности строения скелета, подвижность суставов и т.д.
Бирманцы первого тысячелетия нашей эры, не обладая научным знанием, определяли технику и манеру ведения боя конкретного человека стилями животных.
Первые попытки создание единой системы и классификации техники бандо были осуществлены в первой половине ХХ века известным мастером У Ба Тейном, который охарактеризовал девять стилей животных, и объединил их в своей системе. Именно эти стили получили распространение на западе, к ним относятся: кабан, бык, орел, пантера, питон, скорпион, питон, тигр и гадюка.
А всего, в системе бандо на Бирме определено 12 стилей животных, в европейскую версию бандо не вошли следующие стили: олень, болотная птица и обезьяна.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕХНИКИ
Каждый стиль животных включает в себя самодостаточный набор техник и методов борьбы, изучение которых требует нескольких лет регулярных занятий. Некоторые стили, помимо техники боя без оружия, включают в себя и работу с оружием. Методы борьбы (в том числе и в партере) включают в себя болевые воздействия на суставы и удушающие приемы, подсечки, броски, подножки, захваты и вращения. Естественно, что следуя определенному стилю, техника «наполняется» внутренним содержанием, присущему животному того стиля, в котором она выполняется.
Все «животные» стили борьбы, содержат как наступательные, так и оборонительные техники. Естественно, что стиль каждого животного имеет свой индивидуальный набор приемов и методов, но для достижения преимущества в бою большое значение имеет физическая сила, выносливость и психологическая подготовка. Тактика боя в любом стиле строится по следующей схеме: - защита от атаки (блок или парирование) и последующая контратака. Если после атаки противник отходит, то выполняются наступательные техники.
Процесс обучения подразумевает тренировки не только в помещении, но и на улице. Тренировки на улице проводятся независимо от времени года и погоды. Это имеет большое значение для закалки тела и духа, Такие занятия дают возможность почувствовать реалистичность и живость техники и умение применять ее в естественных условиях.
СИСТЕМЫ ЖИВОТНЫХ
КОБРА
Одна из самых ядовитых змей, яд которой может убить человека за 15 минут. Ее яд обладает нервно-токсическим действием и парализует нервную систему, вызывая сердечный и дыхательный коллапс.
Особенности техники стиля кобры заключаются в ударах одним пальцем по уязвимым точкам (глаза, горло) верхней части человеческого тела. Техника самозащиты строится на уходах от атаки в разных направлениях, техника нападения выполняется с большой скоростью, а удары с большой точностью. Цели атаки это глаза, горло, солнечное сплетение.
Техника ударов ногами символизирует удары хвостом змеи, как правило, это удары по точкам нижней части тела человека: - суставы ног, пах и в солнечное сплетение. Принцип «впрыскивания яда» используется при завершении атаки.
Стиль кобры является одним из самых сложных стилей животных бандо.
ОРЕЛ
Орел – хозяин стихии воздуха, движения и дыхания. Во время охоты он использует клюв, крылья и когти. Добыча может быть захвачена орлом в воздухе, на воде и на земле. Орел ошеломляет свою жертву неожиданностью и большой скоростью нападения.
Техника стиля орла имеет особенность использование блоков и ударов двумя руками одновременно, это символизирует движения крыльями. Блоки могут выполняться как удары, удары, - как блоки.
В этом стиле выполняются удары по уязвимым точкам не только верхней части тела человека (шея, глаза, горло), но средней (позвоночник, почки, солнечное сплетение) и нижней части (пах, суставы ног, подъем стоп и пальцы на ногах). Часто выполняются атаки по всем трем уровням одновременно.
Техника в стиле орла предполагает высокие позиции, которые позволяют быстро передвигаться и производить непрерывные и быстрые атаки. Стратегия боя в стиле орла строится по следующей схеме: - производятся первичные атаки, которые могут переходить в защиту, затем вторичные атаки и т.д.
Одной из форм подготовки в стиле орла являются формы (ака), которые позволяют отработать технику методов защиты и нападения и создают «рисунок» боя, который присущ этому стилю.
Техника стиля орла отрабатывается не только в формах, но и с партнером, при этом удары наносятся руками, ногами и пальцами рук. Основные методы руками, это удары клювом, когтями и крыльями орла. Клюв и когти орла формируются пальцами рук. Клювом орла атакуются уязвимые точки тела человека, когтями – кожа, мускулы и суставы (как правило, это захваты).
Техника защиты построена на одновременных и последовательных движений руками, ногами выполняются «подставки».
Перемещения в стиле орла основаны на уходах с линии атаки и последующих стремительных контратаках противника. Часто используются «прыгающие движения», это защита и атака одной рукой или ногой.
В стиле орла производятся захваты для выведения из равновесия и проведения броска. Борьба лежа, символизирует поверженную на землю добычу.
При тренировке в стиле орла большое значение имеют такие физические качества, как сила, скорость и координация. Есть и методы с оружием в этом стиле, к ним относятся: копье, бирманский меч, длинная палка, шест, и меч непальских горцев (кухри).
ПИТОН
Питон неядовитая змея и убивает свою жертву тем, что сжимает ее с огромной силой, душа и ломая ей кости. Соответственно, техника в стиле питона предполагает борьбу лежа, болевые воздействия на суставы и удушающие приемы.
Большая часть техники этого стиля предназначена для захвата противника и последующего его опрокидывания на землю (броска). Сначала проводится серия ударов, затем захват и бросок противника, после этого используются болевые и удушающие приемы.
В отличие от методов борьбы в стиле кобры, которые считают «холодными», технику стиля «питона» считают «горячей». Контроль над противником достигается тремя способами: болевыми приемами, переломами костей и суставов, или удушением. Естественно, что техника содержит большой арсенал бросков, болевых и удушающих приемов.
Стиль питона в бандо сформировался под влиянием методов борьбы, пришедших из Индии.
ТИГР
Техника стиля тигра и пантеры олицетворяют беспрецедентную храбрость и большую физическую силу. Эти животные являются самыми большими из семейства кошачьих. Они тихо, настойчиво и беззвучно преследуют свою жертву, выбирая время и место для решительного нападения.
В технике стиля тигра используются, как правило, прямолинейные атаки, которые предполагают использование физической силы, решительности и смелости. В тактике боя в стиле тигра нет обманных движений, а удары наносятся по уязвимым точкам, таким, как солнечное сплетение и горло противника. Техника этого стиля предполагает захваты и болевые приемы, целью которых является разрывание суставов.
Основным ударом в стиле тигра является удар когтями (или лапой) тигра для поражения противника.
Манера ведения боя строится по следующей схеме: наносится несколько ударов по противнику, затем производится захват руки или ноги с последующим броском на землю, и в конце, добивающий удар лапой тигра. Так же в этом стиле часто выполняются болевые приемы в стойке без броска противника на землю.
Стиль тигра отличается быстрыми перемещениями, скоростными атаками, техникой прыжков, которые имитируют стиль передвижения тигра. Так же применяются низкие позиции для зацепов ногами (что характерно для стиля пантеры).
КАБАН
Кабан является очень сильным животным, которое использует прямолинейные наступательные передвижения.
Техника боя в стиле кабана использует удары локтями, коленями и головой. Исходная боевая позиция: - руки подняты вверх на уровень головы, локти направлены вперед, корпус имеет значительный наклон. Удары наносятся в корпус, горло, лимфатические узлы и тазобедренные суставы.
Манера ведения боя в стиле кабана предполагает жесткую наступательную технику: защищаясь от атак противника руками и локтями (своего рода «глухая защита») боец входит на близкую дистанцию для нанесения ударов. Часто используются быстрые скачки вперед. Удары головой используются для нарушения равновесия противника и опрокидывания его на землю, затем наносятся удары локтями, коленями. Часто используются одновременные удары локтями, руками и коленями обеих рук и «топчущие» удары ногами.
Блоки от ударов производятся предплечьями, голенью, локтями и коленями и соответственно контратаки этими же частями тела.
Техника разных стилей животных имеет много общих приемов, которые отличаются зачастую манерой исполнения, скоростью и уровнями атаки. Стиль тигра и пантеры во многом схожи, но у стиля пантеры есть свои особенности. Пантера так же, как и тигр производит атаки в прыжках, защищается лежа на спине, ее атаки совершаются с высокой скоростью, но она более «текучая» нежели тигр.
Удар в стиле "кобры" Подсечка в стиле "пантера" Удар с разворотом в стиле "скорпиона"
Стиль гадюки и стиль кобры отличаются уровнями атаки, гадюка атакует, как правило, нервные центры нижнего уровня тела человека, в отличие от кобры, которая бьет в средний и верхний уровни.
Стиль буйвола, можно сравнивать со стилем кабана по его напористости и прямолинейности, способностью сбивать противника с ног, опрокидывать его на землю и топтать (наносить удары) ногами. Этот стиль подходит для людей с большой физической силой и массой тела.
И, наконец, стиль скорпиона, предполагает высокие удары ногами, в основном это удары с разворотом. Он производит атаки, как правило, по верхнему уровню.
Заключение
Как говорилось выше, изучение одного стиля животных бандо требует регулярных занятий в течение некоторого времени. Изучение различных стилей одновременно не приветствуется, несмотря на то, что технические приемы во многом схожи, но каждый стиль имеет свои особенности:- это стойки, перемещения, способы формирования ударных поверхностей.
Все то, что было сказано о стилях в этой статье, основывается на информации из источников, относящихся к версии бандо принятой в Америке и Европе. В Федерации Таинга Мьянмы, в настоящее время, нет непосредственного обучения конкретным стилям животных. Техника бандо, которая преподается, имеет либо спортивную, либо прикладную направленность. Многие ката (ака) созданы в середине ХХ века, это уже комбинированный формы, в которых, если внимательно на них посмотреть, есть техника стилей животных. К примеру, если рассмотреть комбинированную форму бандо «56 техник», то в ней можно увидеть элементы стилей орла, тигра, пантеры. Не являются исключением и современные комбинированные формы с двумя мечами. В их основе тоже лежат стили, но не животных, а 37 методов меча. А, техника рук с мечами идентична технике рук без оружия, так как в основе всех движений лежат законы анатомии, физики и геометрии.
Но это тема другой статьи.
Примечание:
В статье использованы рисунки из программы обучения в Федерации Бандо Франции.
Использованная литература:
1. Журнал Кунг фу, ноябрь 1996 г.
2. Журнал Кунг фу, август 2001 г.